понедельник, 4 февраля 2013 г.

Как избежать обвинений в плагиате


Больная тема плагиата всплывает в кукольно-теддистском обществе с завидной регулярностью.  Так как граница между "вдохновился-впечатлился" и "спер-стырил" очень и очень тонкая.
И на каждом мастер-классе АКИМа этот вопрос поднимается в той или иной форме.
Определить где эта грань сложно, а попасть в неловкую (мягкость или тяжесть зависит исключительно от личностных характеристик вдохновившего вас Мастера) ситуацию легко.
Поэтому я попыталась сформулировать (хотя бы для себя) рекомендации по основным ситуациям, неправильное поведение в которых может быть чревато последствиями:


Ситуация 1. Использование авторских выкроек.
Вариантов может быть несколько. Автор допускает использование выкроек в коммерческих целях. Например Джемма Кадж продает свои выкройки, сопровождая описание следующим: "Для частного использования. Мастер может выставить и продавать работу, сделанную по этой выкройке, но не может продавать и распространять саму выкройку." Тут естественно нужно помнить что в паспорте мишки необходимо указывать "По выкройке Джеммы Кадж". Это обязательно.
Другая ситуация - это когда "выкройка предназначена для домашнего использования и не предназначены для коммерческого применения!". Вариант без вариантов - можете сшить себе и любоваться, сшить и подарить. Остальное (в том числе зарабатывание денег на продаже работ) не предусматривается.
Вышеуказанные варианты относятся к ситуации когда вы покупаете выкройки у Мастеров.
Есть еще вариант - выкройки в интернете! Куда же без этого в наш сумасшедший век технологий :) Ситуация не однозначна. Некоторые Мастера выкладываю выкройки в своих блогах-ЖЖ-сайтах, но потом очень возмущаются тем что начинается массовый пошив, а другие относятся философски понимая что сеть это абсолютно неконтролируемая среда и публикуя что либо ты теряешь контроль над этим (примерно на третьем перепосте ты даже автором этой выкройки можешь перестать быть). Совсем не лишним будет понять отношение Мастера (если позиция не озвучена, то можно и письмо написать) к использованию его выкройки в коммерческих целях (если конечно вы планируете использовать выкройку для пошива работ на продажу), если это будет для себя любимой то пользуйтесь на здоровье - для этого как правило ее Мастер и выложил. 

Ситуация 2. Использование авторского стиля.
Здесь все намного сложнее. Сначала давайте разберемся что же такое "авторский стиль". Если очень коротко то это то, делает работу Мастера узнаваемой. Чтобы было понятней откройте, например, Ярмарку Мастеров и посмотрите внимательно - некоторые работы не вызовут у вас сомнений в том, кто их автор. Проанализируйте, почему вы так легко это определили? Вот это все и есть почерк - это совокупность многих характеристик: размер, материалы, образы, размер, технологические приемы (размер и форма век, носа, посадка ушей, применение валяния или запекаемой пластики, формы лап, головы, тела, и многое другое). Беря на вооружение какой то отдельный фрагмент, вы не нарушаете авторских прав, но если в вашей работе более 40-50% совпадений (включая цвет ленточки, ее ширину и форму завязанного бантика :), то это легко может быть классифицировано как копирование. Будьте готовы к тому что вас обвинят в плагиате (хотя совсем не факт что с точки зрения закона это будет плагиат).

Ситуация 3. Использование навыков и материалов полученных на мастер-классах.
Откройте опять же Ярмарку Мастеров. Если вы хорошо знаете Мастеров проводящих мастер-класс и их стиль, то вы с легкость определите их учеников. При виде работ возникает чувство де-жа-вю. Вроде то, но точно не то. :) Похоже, но и не похоже. 
Тут нет единой инструкции - все зависит от вас и от Мастера, чей мастер-класс вы посетили. Выскажу свое личное мнение, которого придерживается, думаю, большинство Мастеров. Любой учитель хочет чтобы его ученик применял полученные знания для дальнейшего профессионального роста.  Ключевые слова выделены. На мастер-классах вас учат технологиям и тому как их применять. Если вы хотите быть Мастером, учитесь "КАК это сделать", а не тому "как ЭТО сделать". И с помощью полученного КАК делайте что-то совершенно свое. Про выкройки полученные на мастер-классах смотрим ситуацию 1 (спрашивайте у преподавателя сразу).

Ну вот как то так, с моей личной точки зрения... Если у вас другая, поделитесь, будем рады. 

20 комментариев:

  1. Спасибо! Всегда полезно услышать мысли на животрепещущую тему от мастера!
    С самого начала у меня был пунктик "Не повтори кого случайно"! :) в результате у меня уже местами психоз:)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Аналогично! Очень многое придумано до нас! Радует что еще не все и нам есть что придумать свое!

      Удалить
  2. И мне было приятно это почитать. Вот бы в этом вопросе была бы всегда такая одноначность. Я - начинающий теддист. Недавно сделала своего первого авторского медвдя - выкройку рисовала сама из головы. Медведь специфический - горбатый, внезапно озарил мою голову. Но когда я его сделала, меня не покидает мысль, что мое озарение - это результат просмотра картинок с ХТ и такое ощущение, что подобную идею я там когда-то у кого-то видела. Вот сижу и дрожу теперь, что кто-то скажет мне, что я сперла идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. До нас придумано очень многое, и конечно есть интересные детальки (например глазки космоглазиков Елены Виноградовой) повтор которых сразу же определится. Но к счастью до нас придумано далеко не все :) Нужно вдохновляться не только работами других Мастеров, но фильмами, книгами, рисунками, все что интересует и впечатляет.
      Применяя технологи не характерные для нашего вида рукоделия (например печворк, декупаж, вышивку) можно добиться удивительных результатов.

      Удалить
    2. Горбатых мишек иногда можно найти в интернете, они все равно разные и страшного ничего нет. Вот большие глазки, это, не думаю, что монополизировано. Да, у Е.Виноградовой это фишка. Но, если повторишь только глазики, а остальное свое, где тут пресловутые 40-50% повтора? Да и большме глазки тоже у кого-то видела из "заграничных мастеров"... А "психоз", который действительно нервирует и затрудняет творческий рост молодых талантливых авторов, создают сами мастера. Некоторые. Что печально. У них и уровня Джеммы Кадж нет у самих, зато охоту на ведьм, они практикуют усердно.(( А талантливым мастерам (молодым) и самим не интересно шить по чужим выкройкам. Лишь на первом этапе, и иногда.Но даже и продажа 1 такого медведя, сомневаюсь, что может ударить по карману автора выкройки.

      Удалить
    3. Вот на счет одного медведя поспорю. Сшить то можно, но вот продавать не этично.... Представляешь как ударит продажа 1 000 медведей 1 000 начинающих? Вот тут собака и порылась...
      А на счет того что талантливым это скучно соглашусь!

      Удалить
    4. А чтож тогда эта Джемме Кадж наплевать на эту "собаку" и ей не ударяет продажа мишек по ее выкройкам? Я тебе больше скажу. Вот эта оговорка "использовать в личных целях" только для себя, можно дарить и тп. это от непонимания мастерами, что можно личную выгоду иметь и НЕ ПРОДАВАЯ, а даря. Уже писала где-то об этом. Можно подарить своему юристу, парикмахеру, нужному человеку (не другу, заметь) и это будет ВЫГОДА, даже и коммерческая. Можно разыграть в ввиде конфетки (и это тоже выгода коммерческая, хоть и не продажа), да многое что. И уже писала, что странно думать, что ты продаешь выкройку за 1000 и больше рублей только для того, чтоб человек сшил для себя? А если у него нет друзей или он не хочет им дарить? Ск. он для себя сошьет? Стоит ли ради одного мишки покупать за 1500 и больше? У меня однозначное ИМХО: лучше не показыай в инете и не продавай выкройки, если продаешь, ты даешь инструмент, так успокойся и требуй только озвучивания твего имени. А на что, действительно, стоит тратить силы в борьбе с плагиатом, так это полное повторение образа, как ты писала, когда ну настолько похоже, что видно без экспертизы или кража фото и др.контента.

      Удалить
  3. Это ещё всё цветочки плагиата! А вот когда тырят фотки работ мастеров и открыто выдают их за свои, обещая по предоплате сделать повторы - это уже верх наглости, свинства и просто напросто мошенничество в чистом виде.
    Конечно, это несколько иное... Не просто плагиат, а прямое нарушение авторских прав.
    Но среди нас, валяльщиков, именно эта форма имеет наибольшее распространение. К сожалению...
    Лично я не сталкивалась с плагиатом. Ни мои работы никто повторять не пытался, ни я сама в жизни б не стала за кем-то повторять - это ж утопия... Это ТАК СКУЧНО!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксень, а представь как много тех кто только начинает заниматься мишками-куклами, и пока найдет свой собственный стиль и почерк тааак может запопасть, что всю охоту отобьют этим дальше заниматься! Вот это по настоящему страшно! Таким и нужно помогать не делать ошибок :)

      Удалить
    2. Использование фто без разрешения, это и есть плагиат.
      Ольга, капча, которую надо вносить при комментах- убивает желание оставлять коммент. Может уберешь?

      Удалить
    3. Я начинаюший. Сшила мишку по классической выкройке и он мне напомнил работу мастера, но классики все похожи-голый медведь с лентой на шее, чего уж тут придумать. И что это плагиат??? Мне бы не хотелось услышать такое в свой адрес. Меняю выкройку и так и сяк, но классики все похожи более или менее.

      Удалить
    4. нет, Оль, не убрала капчу. ((( Ты убрала свое "одобрение", но капча мешает.

      Удалить
  4. Спасибо! Полезная статья. А то на своем начинающем пути теддиста уже начиталась подобных постов о плагиатах, что прям аж даже страшно нос высовывать. Я сейчас как раз пытаюсь сделать своего собственного мишку и думаю, как бы он не оказался похож на чьего-то!!! Уж и голову слепила для выкройки, а ведь даже так можно потом найти повод к чему прикопаться! Хотя, я считаю, что смысла кричать о плагиате нет. Потому как потенциальные покупатели узнают работу мастера даже по маленькому ее фрагменту))) Правильно писали, что стиль мастера виден. Так что покупать будут именно у мастера, если хотят получить именно его работу. И если подобные работы покупают у твоего плагиатчика, то стоит задуматься, а не пора ли что-либо менять?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Про "покупают у плагиатчика" - (опять таки мое сугубо личное мнение) давайте вспомним о том что Мишка Тедди (и вес его друзья) позиционируются как изделия в первую очередь как коллекционные, а во вторую как "игрушки" для взрослых (можно так сказать по аналогии с БЖД, которые тоже игрушкой язык назвать не получается). И покупают у плагиатчиков зачастую те, кому:
      1. все равно кто автор
      2. потому что дешевле
      3. потому что неважно качество
      Те кто позиционирует себя как коллекционера, НИКОГДА не купят ни копию, ни пародию, ни подделку.

      Удалить
  5. Меня вот тоже волнует этот вопрос. Я, к примеру, изначально брала понравившуюся выкройку, даже не глядя, кто из неё должен получиться, и переделывала под свои представления о мишке. Всё-таки тельце у большинства мишек почти одинаковой формы. По своему выбору мастера удлиняют, укорачивают, добавляют пузико и т.п. Голову я пробовала переделать из уже имеющейся, но))) авторские замашки дали о себе знать и я сделала её по итогу с нуля - с "лепестка". Ручки сужала и удлиняла, ножки то укорачивала, то удлиняла)) Вот является ли это плагиатом? Всё-таки, как мне кажется, большинство начинает с того, что всячески меняет так называемые классические выкройки. О! И вот ещё вопрос - а пошив "классических" мишек - это плагиат?))

    ОтветитьУдалить
  6. Классика на то она и классика... У нее конечно и автор есть, и зовут его как то... Но по умолчанию, выкройки классических медведей считаются "русской народной песней" и ограничений по их использованию найдено мной не было.

    ОтветитьУдалить
  7. Тема плагиата в кукло-мишечной среде ОЧЕНЬ и ОЧЕНЬ неоднозначная. Вроде бы есть закон об авторском праве и интеллектуальной собственности, где все доходчиво (вроде бы) прописано... Но вопрос настойчиво всплывает снова и снова.

    Выскажу, пожалуй, свое мнение. Надо разделять "творческий продукт" на две части: 1) идея, 2) технология. Первая часть - ИДЕЯ - это то, что видит зритель. И здесь разночтений быть не может - ежели взялся делать мишку или куклу, не моги повторять чужие идеи и образы. Это сложно, но вполне реализуемо (на то человеку фантазия и дадена).

    А вот насчет ТЕХНОЛОГИИ сложнее. Невозможно в процессе изготовления каждый раз изобретать велосипед и придумывать, например, уникальный способ сборки скелета куклы или наращивания объема тушки. Все уже давно до нас придумали. Специально пытаться отойти от известных приемов - это, конечно, возможно, но не всегда нужно. Хорошо, если вас угораздит привнести с технологию что-то новое и полезное. Чаще же такие "прыжки в сторону" сказываются на качестве не в лучшую сторону. Мастера, преподающие на курсах, по факту уже продают свою ТЕХНОЛОГИЮ (ну или альтруистически отдают задаром (МК в интернете)). Так что свою прибыль они уже с авторских находок получили. Если мастер не хочет, чтобы его технологиями пользовались, то думаю, он и не обнародует их ни в каком виде.

    Авторское право на творческий продукт наступает с момента его обнародования (публикации, показа фотографий, выставки), и, кстати, не требует патентования. Поэтому если вы делаете свою куклу, мишку, и не хотите, чтобы вашу идею "подрезал" недобросовестный коллега по цеху, коему не хватило своей фантазии, ставьте на свои изделия нестираемые метки (на куклах обычно это оттиск мастера где-нибудь на затылке куклы). И, конечно же, каждое изделие должно иметь паспорт с именем мастера, материалом, датой изготовления и количеством тиражности (ед. экз., тираж из ... шт. и т.п.).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В качестве примера можно привести клепки с биркой в ухах Мишек фирмы Штайф, причем цвет бирки определяет еще и статус - лимитированный выпуск, серийный, сезонный, реплики и т.д.

      Удалить